Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

«СТАЛИН И КОСМОПОЛИТИЗМ»

Документ №30 Служебная записка агитпропа ЦК по вопросу расформирования джаз-оркестра под управлением Б.Б. Ренского

28.10.1946

В СЕКРЕТАРИАТ товарища ЖДАНОВА А.А.

В письме в ЦК ВКП(б) группа бывших артистов джаз-оркестра под управлением Ренского обжаловала решение Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР о расформировании джаз-оркестра1.

Джаз-оркестр п/у Ренского был расформирован в сентябре с.г. как не отвечающий художественным требованиям и приносящий убытки.

16—18 ноября работники Управления пропаганды (Ярустовский, Логинова), Комитета по делам искусств (Сурин, Орвид) с участием композиторов (Белый, Мурадели) прослушали исполнение джазом ряда номеров и признали решение о расформировании оркестра правильным. Оркестр Ренского подражает западной неврастенической музыке и может принести вред советскому зрителю. Коллектив музыкантов решено передать в киносектор ВГКО для работы по обслуживанию кинотеатров2.

Зав. отделом искусств Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)

П. ЛЕБЕДЕВ

28/XI-46

Слева ниже текста рукописная помета: «Архив. 28. XI. [подпись неразборчива]».

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 466. Л. 297. Машинопись. Подпись-автограф.

1 Имеется в виду письмо 15 членов коллектива джаз-оркестра под управлением Б.Б. Ренского от 17 октября 1946 г., адресованное секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову и с просьбой «справедливого вмешательства».

Авторы письма выражали решительное несогласие с формулировкой приказа Главного управления музыкальных учреждений от 9 сентября 1946 г. и приказа Всесоюзного гастрольно-концертного объединения от 12 сентября 1946 г. расформировать джаз (и еще четыре другие коллектива) «как не представляющие художественной ценности, не отвечающие объему и творческим требованиям в масштабе Всесоюзного значения в системе ВГКО, также своей деятельностью приносящие убытки ВГКО».

Формулировка приказов, говорилось в письме, «совершенно не соответствует действительности по следующим причинам:

1) 17-летняя работа коллектива, не раз одобренная целым рядом директивных организаций и отмеченная неоднократно приказами как по ВГКО, так и по Комитету по Делам Искусств при Совете Министров СССР, — не может быть отнесена к разряду коллективов, не представляющих художественной ценности.

На протяжении всей Великой Отечественной войны наш коллектив непрерывно находился на фронтах, обслуживая части Красной Армии, дав за это время около 2000 концертов, за что получил благодарности и грамоты от маршалов Советского Союза Рокоссовского и Мерецкова, от адмиралов — Кузнецова и Октябрьского, от генералов армии Тюленева, Апанасенко и других авторитетных товарищей и организаций.

2) То, что коллектив является дорогостоящим, приносящим убытки, опровергается выпиской из Планово-финансового отдела ВГКО, по которой видно, что коллектив всегда перевыполнял план и в этом году за 3 квартала уже выполнил его на 96% и до конца года бесспорно план будет перевыполнен. Ряд предложений от многих филармоний крупнейших областей нашего Союза (Челябинск, Горький, Запорожье, Харьков и т.д.), предлагающих работу коллективу на один-два года вперед, говорит не об его убыточности, а наоборот. Наш коллектив всегда являлся проводником советской музыки и песни, советской героики.

Приказ о расформировании мы узнали, будучи в гастрольной поездке по крупнейшим городам и курортам Советского Союза, где коллектив пользовался большим успехом, о чем свидетельствуют отзывы прессы» (Там же. Л. 289—291).

К документу Агитпропа ЦК приложены также:

1. Копия письма и.о. Управляющего Всесоюзным Гастрольно-Концертным Объединением А.Г. Семенова начальнику Главного Управления музыкальных учреждений от 4 ноября 1946 г., в котором решение о расформировании джаз-оркестра обосновывалось такими причинами:

«1) Низкое художественное качество ансамбля (III-я тарифная группа).

2) Отсутствие полноценного репертуара.

3) Систематическое невыполнение плана (в 1945 г. вместо 240 концертов дано 200, в I-м полугодии 1946 г. [из] 120 концертов дано 88)» (Там же. Л. 292—293).

2. Копия Протокола заседания партбюро ВГКО от 31 июля 1946 г., постановившего «при наличии антигосударственной практики в работе как руководства, а также и членов коллектива, — ансамбль расформировать и Ренского освободить от работы» (Там же. Л. 294—296).

2 Орган Агитпропа ЦК газета «Культура и жизнь» писала 29 февраля 1948 г. в статье «Против увлечения джазом», имея в виду небольшие эстрадные концерты в кинотеатрах перед началом сеансов: «Необходимо значительно сократить выступления джаз-оркестров». Исключение делалось только для оркестра под управлением Л.О. Утесова.

В одном из изданий того времени западная музыка, в особенности американская джазовая, целиком отвергалась на том основании, что она проповедует «гнусности безродного космополитизма — этой бессовестной “идеологии” международных проходимцев и черного предательства» (Городинский В.М. Музыка духовной нищеты. М.; Л., 1950. С. 4.

Запрет на исполнение эстрадной музыки сохранялся и далее. В начале января 1953 г. начальник Главлита направил своим подчиненным в краях и областях страны следующее секретное распоряжение: «В связи с запросами с мест Главлит сообщает, что все произведения композиторов: Ю. Хайта, Т. Веттика, А. Кордини, Р. Пятс, А. Веприка, А. Туренкова, Н. Щеглова, М. Геллера, Э. Рознера были в свое время сняты с репертуара Главреперткомом и поэтому не подлежат публичному исполнению. Печатные произведения указанных композиторов запрещены к продаже и использованию в библиотеках» (История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. С. 533—534).


вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски