Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Вечно музыкальный гипноз

Интернет-журнал «FAN»

...В тот вечер все мои попытки «запечатлеть мгновение» завершились полным провалом: диктофон разрядился ещё до окончания первого отделения концерта, а удачный момент для фото был прерван телефонным звонком. Судя по целой серии неслучайных случайностей, мне оставалось только одно — расслабиться и отдаться во власть звуков музыки, которые уже никогда не повторятся. Ведь только таким — неповторимым — может быть вдохновенное сердцебиение джаза.

Открытие нового концертного сезона от Promo Group обещало быть интересным во всех отношениях. Это чувствовалось не только по живому интересу к предстоящему выступлению Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема, но и по количеству прибывших на концерт, даже несмотря на «понедельник — день тяжёлый». Честно сказать, неоднородность публики немного удивляла, но, с другой стороны, самый «долгоиграющий» оркестр по версии Книги рекордов Гиннеса не мог не заполучить горячих поклонников среди всех поколений и социальных групп. Кому-то из них даже удалось выиграть пригласительный от Promo Group на сайте hochubilet.net, благодаря знанию фактов из богатейшей истории музыки.

Сам оркестр, появившись на сцене, совсем не производил впечатление «старейшего»: оптимистично и ярко музыканты начали своё выступление с обработанной «А я иду шагаю по Москве». Надо сказать, что джазовые отсылки к отечественной музыкальной культуре ещё не раз повторились в первом отделении: это не только «Полюшко-поле», известное по аранжировке Бенни Гудмана, но и совершенно сногсшибательная авторская «Самарская ярмарка» (наверное, если бы «русский народный фанк» существовал, то звучал бы он именно так), и миллеровская версия «Эй, ухнем», также известная как The Volga Burlak's Song.

Обращение оркестра к творчеству Гленна Миллера невольно напомнило о визите в Ижевск современных преемников Миллера, которые приезжали сюда уже не раз. Безусловно, любое подобное сравнение не сможет претендовать на объективность, но тем не менее: в отличие от своих немецких дисциплинированных коллег, синхронно повторяющих отточенные движения, оркестр имени Лундстрема, наоборот, привлекал своей одухотворённой свободой в движениях и игре. Не обращая пристального внимания на костюмы или сценическую постановку каждого действия, музыканты отдавали приоритет «джемовости» и творческому диалогу как между собой, так и со зрителями. Слаженность командной работы чаще проявлялась в мелочах: удивительно быстро и точно члены музыкальной «команды» ловили малейшие знаки руководителя и всегда чувствовали друг друга — даже если солирующий музыкант играл ещё один, неожиданный для остальных квадрат. И не ощущать себя вовлечённым в этот процесс real-time-творчества было просто невозможно.

Второе отделение, в большей степени посвящённое наследию «сэра Дюка», выпустило на свободу по-настоящему «чёрный» звук. И даже несмотря на то, что толпа не умеет свинговать, весь зал, как один, старался поймать ритм, хлопая в такт знаменитым Satin Doll, Take The A Train и Caravan. А услышав первые звуки New York, New York и Rock Around The Clock в зажигательном исполнении Юрия Шихина, большинство — в первую очередь и сами выступающие — уже не сдерживали себя от желания двигаться.

Упоминать здесь каждого из музыкантов, в равной степени блестящих, талантливых и уникальных, не имело бы смысла. Хочется лишь добавить, что помимо оркестра, пообщаться с публикой (на этот раз уже вербально) удалось ещё одному коллективу — вокальному «Москва-транзит», который предстал в женственно-дуэтном варианте. И, несмотря на неполный состав, вызвал восторженные аплодисменты своим многоголосием, в особенности, в романтичной Besame Mucho.

Прощаясь с ижевскими любителями джаза, руководитель оркестра Борис Фрумкин пожелал, чтобы все, побывавшие на концерте, поделились впечатлениями с друзьями и к следующему приезду оркестра заполнили весь зал. Но ни перечисление всех сыгранных джазовых стандартов, ни одно описание (в том числе и это) не сможет воспроизвести ощущения игры «на одном дыхании», вызвать которое могут лишь настоящие музыканты. Вдохнуть полной грудью свежий воздух и, словно зачарованный, очнуться с глубоким выдохом лишь в конце вечера — прийти стоило лишь ради этого.

Варвара Парапустякова

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски