Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

После одного из концертов Олега Лундстрема (второй слева) приветствовали президенты России и США

Из Шанхая в Казань и Куйбышев

Сын обрусевшего шведа, принимавшего участие в строительстве Китайско-Восточной железной дороги, Олег Лундстрем родился в Чите 2 апреля 1916 года, затем несколько лет жил в Китае. Там он окончил коммерческое училище, поступил в Политехнический институт и одновременно в музыкальный техникум, который окончил по классу скрипки. В 1934 году под впечатлением услышанной пластинки Дюка Эллингтона он влюбился в джаз и собрал в Харбине из друзей-музыкантов собственный оркестр, который базировался в Шанхае. В 1947 году после неоднократных обращений к советскому правительству Лундстрему вместе с оркестром разрешили вернуться на родину. О прописке в столицах не могло быть и речи, для жительства им определили Казань. По злой иронии судьбы 1948 год ознаменовался началом новой кампании «разгибания  саксофонов», и музыканты оказались практически без работы. Правда чуть позже оркестр пристроили на местном радио, и его редкие записи смогла услышать вся страна, а известность оркестра быстро стала всесоюзной. Абсурдность ситуации, когда Казань вдруг превратилась в джазовую столицу Советского Союза, наконец дошла до властей, и оркестр в полном составе перевели в Москву. Случилось это в конце 1956 года, а в 57-м коллектив выехал на свои первые гастроли, которые начались в Куйбышеве. В этом году и установились постоянные контакты  Олега Лундстрема с нашим городом.

Впервые  оркестр  приехал в Куйбышев за две недели до своего первого гастрольного концерта и уже здесь завершал отработку дебютной концертной программы. Первый концерт прошел 11 мая в еще старом здании филармонии. Все куйбышевские любители музыки быстро узнали о предстоящих  гастролях и заранее купили билеты. А отдельные фанаты как-то ухитрялись пробираться на репетиции и слушали оркестр, притаившись где-то на балконной верхотуре. Поскольку никакой информации в СМИ о гостях не было, по городу поползли самые невероятные слухи, в которых часто фигурировали названия зарубежных городов – Харбин, Шанхай. Для закрытого Куйбышева они звучали почти фантастически. Надо ли говорить, что все выступления оркестра в нашем городе прошли с огромным успехом. Куйбышевцы сразу оценили качество звучания и репертуар, хотя в то время «Росконцерт»  жестко его контролировал. Кроме чисто джазовой музыки у Лундстрема звучали и модные эстрадные песенки, а концерт вели два хохмача-конферансье, напоминавшие модных в то время Тарапуньку и Штепселя. Но местные любители джаза уже научились отделять зерна от плевел и высоко оценили именно звучание биг-бэнда: великолепный саунд, прекрасные аранжировки, настоящий свинг. К тому же, надо отдать должное руководителю оркестра, он выбирал очень хороших солистов. В разное время с ним выступали: Аида Ведищева, Валерий Ободзинский, Нина Бродская, Майя Кристалинская, Ирина Отиева, Ирина Понаровская, Анастасия Кочкарева, Николай Щукин и другие талантливые певцы, начинавшие свою карьеру у Лундстрема впоследствии ставшие знаменитыми.

Дружба с джаз-клубом

В следующий раз оркестр Олега Лундстрема приехал в Куйбышев уже как к себе домой. Билеты были проданы заранее, сам маэстро с удовольствием прогуливался по Струковскому саду, поглядывал на Волгу и девушек, особенно красивых по весне. В свободное от репетиций время он даже сделал попытку поухаживать за однокурсницей одного из авторов этих заметок. Правда, без особого успеха. Олег Леонидович был уже в то время мужчиной в летах, с седеющей шевелюрой и животиком. Зато на сцене успех ему был обеспечен, а с куйбышевским джаз-клубом у него завязались плотные контакты, переросшие в крепкую дружбу. По приглашению клуба биг-бэнд приезжал в город и давал концерты уже с чисто джазовой программой. В эти дни, а точнее ночи, лундстремовские  музыканты с удовольствием принимали участие в организованных джаз-клубом jam-sessions, где в собственное удовольствие играли вместе с куйбышевскими коллегами. Будущие отечественные звезды Георгий Гаранян, Николай Капустин, Алексей Зубов, Константин Бахолдин от души до утра отдавались любимой музыке. Был среди них и родной брат Лундстрема - Игорь, который в 60-70-е возглавлял жюри куйбышевского джазового фестиваля. Великолепный знаток джаза, музыковед и прекрасный саксофонист, он был признанным авторитетом. Многих трогали отношения братьев. Олег очень любил младшего и был просто убит горем после его преждевременной смерти в 1982 году. А в 60-70-х Игорь регулярно подпитывал состав оркестра участниками куйбышевских джаз-фестивалей. Так, студентка  музучилища  Ирина Отиева  была услышана им  именно в нашем городе и через неделю стала солисткой знаменитого биг-бэнда. В оркестре Лундстрема в разные годы играли и куйбышевские музыканты. Среди них – пианист Григорий Файн, барабанщик Виктор Епанешников, гитарист Виталий Туляков, саксофонист Константин Горшков. Сам Олег Леонидович, принимая в оркестр новичков, не требовал документов о музыкальном образовании, он просто слушал. А на вопрос о школе, которую в его коллективе прошли многие будущие звезды, отвечал, что он никогда никого не учил. Он просто объяснял музыкантам, чего они делать не должны. Схема работы как у скульптора: чтобы создать шедевр, нужно от куска камня отсечь все лишнее.

В 90-е годы оркестр был постоянным участником джазовых фестивалей в Тольятти, а вскоре фестиваль официально получил имя Олега Лундстрема. Дружеские отношения связывали мэтра и с новокуйбышевским оркестром «Мираж», который получал в подарок аранжировки, а при встречах и ценные советы.

Несостоявшийся концерт

Один из авторов этих заметок многие годы был близко знаком с Олегом Лундстремом, постоянно с ним общался, писал и делал радиопрограммы о нем и даже получил от мэтра  рекомендацию в Гильдию джазовых критиков России. Олег Леонидович был очень обаятельным человеком, с ним можно было говорить о чем угодно. Он знал несколько языков. Еще в Шанхае Лундстрем защитил диплом архитектора на французском языке, хотя мог бы на английском и, наверное, на китайском тоже. Но с Самарской губернией его связывали особые отношения. В одном из интервью он сказал, что когда в гастрольных  планах оркестра видит Самару, у него не возникает никаких вопросов. Он знает, это джазовый город, здесь понимающая аудитория, которая действительно любит джаз. «Я сам очень люблю Самару и всегда с огромным удовольствием возвращаюсь сюда», - сказал мне Олег Лундстрем. Эта встреча в начале 2002 года оказалась последней. Тогда Лундстрем с досадой заметил, что когда-то он начал гастрольную жизнь в стране со старого зала самарской филармонии, а на новую сцену так не разу и не вышел. Олег Леонидович попросил помочь ему в организации концерта к 45-летию первого выступления. Планировалась специальная программа с условным названием «Встреча с друзьями через 45 лет». Согласие руководства филармонии было получено, но ответа на письма и телефонные звонки из Москвы не поступило. Олег Леонидович уже был тяжело болен, и его активное общение с миром прервалось. Концерт не состоялся.

Еще при жизни маэстро был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как джазовый долгожитель. А легендарный  биг-бэнд, теперь уже имени Олега Лундстрема, продолжает выходить на сцену и сегодня, на 76-м году своей истории.

 

 

Игорь ВОЩИНИН, Юрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски