Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Статья Никоновой Н.И. Переписка Олега Лундстрема как исторический источник.

Олег Леонидович Лундстрем – композитор, эстрадный дирижер, руководитель старейшего в мире непрерывно существующего джазового оркестра, носящего его имя. Родился в Чите 20 марта 1916 года в семье Леонида Францевича Лундстрема и Галины Валуевой. В 1921 году вместе с семьей переехал в Харбин, где и увлекся джазом. В 1934 году он создал свой биг-бенд, состоявший тогда из 9 человек. В 1947 году оркестр в полном составе вернулся в СССР и разместился в Казани. В 1956 году оркестр пригласили в Москву, и он стал первым отечественным коллективом, представляющим на эстраде инструментальные джазовые программы. Оркестр О.Л. Лундстрема по праву называют «кузницей музыкальных кадров» - с ним работали в разное время известные музыканты и вокалисты, О.Л.Лундстрем известен также как композитор, дирижер, аранжировщик. Умер он 14 октября 2005 года.

Архив начал складываться с первых же дней существования оркестра. В основном он включает в себя фотографии и газетные вырезки. В 1947 году оркестр переехал из Шанхая в СССР, и один из музыкантов оркестра А.А. Котяков привез с собой уникальный Шанхайский альбом с фотографиями, подписями и вырезками из прессы. С тех пор архив оркестра постоянно пополнялся. В его формировании в той или иной степени участвовали все артисты оркестра, но наибольшую роль играли, конечно, сам Олег Леонидович, его брат, Игорь Леонидович, и уже упомянутый Алексей Афанасьевич Котяков. Формирование архива продолжается и сейчас, после смерти О.Л. Лундстрема.

Среди прочих материалов в архиве оркестра О.Л. Лундстрема хранится немало источников личного происхождения: писем, записных книжек, воспоминания Игоря Леонидовича, записная книжка матери О. Л. Лундстрема - Галины Валуевой, и другие. Данная статья посвящена анализу личной переписки О.Л Лундстрема. Исследуемый комплекс документов уникален и по составу адресатов, и по географическому и тематическому охвату. Всего по предварительным подсчетам в архиве оркестра храниться 193 единицы временного хранения, относящиеся к личной переписке (№№3-196 по Книге регистрации актов ЭФЗК). Среди них письма с приложениями, черновики писем, открытки, телеграммы. В основном переписка велась на двух языках: английском и русском. Внутри данного комплекса документов по адресату/адресанту можно выделить следующие крупные группы документов: переписка с Джоном Гарвеем, США, с Джорджем Авакяном, США, с Раджем Шармой, Индия, Олегом Брасовым (Олегом Сидорчуком), Молдавия, Кишинев, Сержем Ермоллом, Австралия. Немалую часть переписки О.Л. Лундстрема составляют единичные письма разных авторов: друзей, родственников, поклонников и коллег.

Наиболее длительной по времени и значительной по количеству писем следует признать переписку Олега Леонидовича и Сержа Ермола (Serge Ermoll). Всего в архиве оркестра хранятся 25 писем. Наиболее раннее письмо датировано 4 января 1973 года, самое позднее – 1 июня 1987 года. Письма С. Ермола представляют для исследователя значительный интерес, так как переписка велась оживленная и подробная. Они позволяют составить представление о развитии джаза в Австралии, современных музыкальных тенденциях, содержат данные о стоимости музыкального оборудования, о клубах, в которых играл С. Ермол или его коллеги, о профессиональном союзе австралийских музыкантов, о системе налогообложения и начисления льгот для работающих пенсионеров, о событиях в музыкальной жизни Австралии. Письма включают также воспоминания С. Ермолла о жизни в Китае, об их знакомстве с О.Л. Лундстремом, информацию о судьбе их общих знакомых.

Переписка О.Л. Лундстрема с Олегом Брасовым может быть использована при изучении русского периода в истории Харбина. Из писем и стихов О. Брасова восстанавливается облик былого Харбина, детали повседневного быта, общее впечатление о жизни русского общины. Эти письма дополняют наши представления о русском Китае 20-40 годов XX века, хотя с течением времени воспоминания автора теряют точность и обогащаются значительной долей художественного вымысла и обобщений. В своих письмах и стихотворениях О. Брасов воссоздает перед нами образ, который запечатлелся в его памяти - поэтический образ города своей молодости. Переписка О.Л. Лундстрема с О. Брасовым свидетельствует также о стремлении бывших харбинцев поддерживать связь друг с другом, а также о том, что они воспринимали О.Л. Лундстрема не просто как талантливого музыканта, а как одного из «своих», с особой теплотой и вниманием следя за его творческими успехами.

Это обстоятельство подтверждают многочисленные письма от бывших харбинцев, хранящиеся в архиве. Многие из них помнили О.Л. Лундстрема совсем юным и позднее, увидев его по телевиденью, услышав по радио, или сходив на концерт его оркестра, решались написать. Кто-то просто делился воспоминаниями и выказывал восхищение творчеством своего знаменитого земляка, кто-то обращался за советом или помощью.

Переписка О. Л. Лундстрема с профессором Джоном Гарвеем (John Garvey), Джорджем Авакяном(Georg Avakian) и Деборой Браун носила в основном деловой характер. В целом письма достаточно лаконичные и содержат прежде всего информацию о текущих и планируемых концертах, о проблемах в организации выступлений, а также о событиях в музыкальной жизни США, о джазовых коллективах и фестивалях.

В целом следует сказать, что личная переписка О.Л. Лундстрема, хранящаяся в архиве Государственного камерного джазового оркестра им. О.Л.Лундстрема представляет собой необычайно интересный и важный источник по истории русской эмиграции, по истории джаза, по истории возникновения и творческой деятельности оркестра, но прежде всего она характеризует Олега Леонидовича как человека, позволяет взглянуть на него глазами коллег, друзей и близких. В конечном итоге переписка О.Л. Лундстрема позволяет составить более полное и правдивое впечатление о человеке, которого нередко называют дедушкой русского джаза, сделавшего немалый вклад в развитие культуры нашей страны. В связи с этим актуальным остается вопрос ее дальнейшего изучения и введения в научный оборот.

Никонова Н.И.

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски