Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

"ПОКА ВЫ ЛЕЖАЛИ НА ДИВАНЕ"

"Вечерний Брест", 07.02.2007

Субботний вечер для многих брестчан стал ярким событием. Счастливый билет выпал каждому, кто пришел на концерт джаз-оркестра имени Олега Лундстрема. Легендарный коллектив, который с некоторых пор в прессе называют «мемориальным», в международной Книге рекордов Гиннесса получил статус «самого долгоиграющего оркестра в мире». На подмостках, в том числе очень знаменитых, оркестр Олега Лундстрема продержался 72 года. А начали просто. Друзья, чье детство прошло рядом, в 1934 году решили организовать свой джаз-оркестр. Голосованием, чтобы все было по-честному, в руководители выбрали самого талантливого - Олега Лундстрема. Это случилось в Китае, где в то время жила семья «папы советского джаза». Уже через год ребята обрели популярность - сначала на танцевальных вечеринках, а потом - в радиоэфире, где группа звучала под названием «Зеленый крокодил».

В 1947 году все музыканты оркестра с семьями приехали в СССР, здесь окончили консерваторию и очень скоро стали известными на всей «шестой части суши». Под вывеской «Зеленый крокодил» оркестр в Советском Союзе никогда не выступал, но юмор, с которым начинали музыканты, всю жизнь выдавал в оркестрантах остроумных людей. Даже те, кто не был знаком с Олегом Лундстремом лично, могли воспринять его искрометные шутки, слушая музыку его биг-бэнда.

В Бресте выступило пятое поколение оркестра, дирижер - заслуженный артист России Владислав Кадерский. Кстати, о меценатстве Владислава Кадерского, ставшего еще при жизни Лундстрема вторым дирижером оркестра, ходят легенды. В середине 90-х, когда массовая культура вытесняла высокое искусство из лучших залов страны, дирижер в течение трех лет финансировал работу музыкантов из своего личного бюджета. Это был один из способов сохранить коллектив.

Первая же композиция, прозвучавшая во Дворце культуры профсоюзов, вывела брестских зрителей в мир радостных встреч и хорошего настроения. Музыканты играли пьесу «Мы снова вместе» Олега Лундстрема, и она сразу стала объединяющим началом для зала. Как будто все, кто пришел послушать джаз в этот вечер, давненько знали друг друга. Собственно, в какой-то степени это было правдой. Например, автору этих строк удалось, не сговариваясь, повидаться со многими своими одноклассниками, окончившими некогда музыкальную школу. Джаз созвал нас на «вечер встречи выпускников».

Никогда, никогда вам не узнать знаменитую «Катюшу» Блантера по первым звукам аранжировки Лундстрема. Оказалось, «Катюша» может быть не только лирической песней о «сизом орле, которого любила». Пьеса Лундстрема как будто «продолжение истории». Молодая девушка встретила в конце концов своего любимого, и вся их дальнейшая жизнь превратилась в один непрерывный солнечный день. Труба Юрия Парфенова сменилась саксофоном Ивана Волкова - «Катюша» стала первой композицией, которая сорвала зрительское «браво».

Несмотря на то что в зале сидел подготовленный зритель, который знал репертуар оркестра Олега Лундстрема, публике все же объяснили, что на джаз-концертах - полная демократия. Эту самую демократию наглядно демонстрировали артисты: во время исполнения они позволяли себе болтать друг с другом и даже показывать товарищам языки. Такой непринужденностью не смогла не заразиться публика. И как только представился случай, зал выразил эмоции вслух.

На сцене появился квартет «Москва-Транзит»: Лада Колосова, Игорь Постников, Сергей Птушко, Арминэ Саркисян. Песенку пилотов из кинофильма «Небесный тихоход» бросили в зал «визитной карточкой» коллектива, а уж знаменитая «Дружба» вызвала громкий искренний... свист. И с этого момента было ясно, что концерт останется незабываемым ни для публики, ни для самих исполнителей. Настроение зала мгновенно передалось на сцену, и, кажется, вся остальная программа выразилась одним словом - вдохновение.

Все теперь вызывало бурю аплодисментов, свист и «браво!». Одни названия композиций Дюка Эллингтона - «Садись в поезд А», «Настроение индиго» или «Нет джаза без свинга» - сами по себе сочетания слов воспринимались как предчувствие волнительных минут. Когда на ударных Владимир Журкин исполнял соло, публика вступила в действие на равных правах с артистами - это был блестящий концерт, где брестчане сыграли одну из главных ролей.

Мы их не отпускали. Чего скрывать? Из зала откровенно кричали: «Мало!» Конферансье пытался объяснить, что коллектив опаздывает на вечерний поезд, но оправданий слышать никто не желал. «Поезд можно задержать!» - поползло по залу, и москвичи сыграли еще. В этот момент выключилась звукоусилительная аппаратура, музыканты подошли на самый край авансцены... Под мелодию утихающего джаза мы услышали: «Мы приедем к вам еще». Верим: к такому зрителю нельзя не возвратиться.

Татьяна ШЕЛАМОВА

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски