Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

"Полный Джаз"

"Полный Джаз" Выпуск # 38 (370) - 10 ноября 2006 г.

21 ноября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоится концерт памяти легендарного бэндлидера Олега Лундстрема, который ушел из жизни 14 октября прошлого года в возрасте 89 лет. В концерте принимает участие Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема и вокальная группа Take 6 (США).
Но мы прекрасно понимаем, что часть наших читателей гораздо сильнее волнует выплеснувшийся в последние дни на страницы прессы конфликт вокруг оркестра Олега Лундстрема, связанный с увольнением из оркестра его художественного руководителя - саксофониста Георгия Гараняна. Гаранян был художественным руководителем оркестра с 2003 г., когда Олег Лундстрем по состоянию здоровья практически перестал появляться на сцене вместе со своим коллективом.
Как выясняется, Георгий Гаранян написал заявление об увольнении из оркестра еще в конце июля, а 4 августа дирекция оркестра издала приказ о его увольнении. Однако в первых числах ноября случились какие-то события, подлинных подробностей которых мы, видимо, не узнаем. Одна из сторон конфликта описывает внешнюю канву событий следующим образом: Георгий Арамович по какой-то надобности зашел (по другим источникам - был вызван) в Министерство культуры РФ, которому подчиняется оркестр (напомним, это - государственный коллектив), и там ему сообщили, что он уже три месяца как уволен.
Медиа-скандал начался 8 ноября с запальчивого материала на первой полосе "Московского комсомольца"(!), написанного Александром Минкиным и фактически представлявшего точку зрения только одной стороны конфликта - а именно, точку зрения Георгия Гараняна.
В тот же день сайт оркестра Олега Лундстрема откликнулся комментарием второй стороны, то есть директора оркестра Александра Брыксина. В тот же день на сайте оркестра появилось "Официальное пояснение дирекции оркестра по поводу расторжения трудового соглашения с Гараняном Г.А.".
9 ноября в программе "Культурный ответ" радиостанции "Маяк FM" прозвучали аргументы обеих сторон, при этом Георгий Гаранян находился в студии, а комментарий Александра Брыксина прозвучал в записи. Подробная расшифровка этой программы, а также ее аудиозапись есть на сайте радиостанции.
В тот же день в "Вечерней Москве" вышла выдержанная в апокалипсических тонах статья "Отлучение от джаза", где вновь представлена только точка зрения Георгия Гараняна (правда, уже сообщается, что к Александру Брыксину за комментарием обратились, но не смогли дозвониться).
И в тот же день подробным и, как представляется, наиболее сбалансированным и по возможности беспристрастным материалом откликнулась на скандал (о, пресса "общего интереса" - которую у нас по инерции все еще именуют "общеполитической" - любит скандалы!) газета "КоммерсантЪ". Борис Барабанов излагает ключевые моменты в точках зрений обеих сторон и приводит комментарий "эксперта со стороны", в данном случае - тоже бэндлидера, а именно - Игоря Бутмана. И вот оценка Бутмана нам представляется наиболее, так сказать, выдержанной в потоке пристрастных суждений, тон которым задала скандальная заметка Минкина. Учитывая, что материал "Коммерсанта" в онлайн-версии через некоторое время уйдет в платный архив, мы приведем здесь часть комментария Игоря Бутмана:
"Если у бэндлидера есть сильная идея, ему не обязательно присутствовать в оркестре каждый день. Насколько я понимаю, у Георгия Гараняна такой идеи нет. Чтобы твое имя писали на афишах, ты должен сделать что-то, что может затмить успехи предыдущего руководителя. Вообще, в этой истории много от "славной" советской истории с ее государственным руководством культурой, и конфликт здесь наверняка глубже, чем имя на афишах. В 2000 году Министерство культуры предлагало мне работать в Оркестре Олега Лундстрема, но я сказал, что хочу работать с оркестром Игоря Бутмана. А Георгий Арамович согласился работать с чужим оркестром, и, как и следовало ожидать, настал момент, когда он захотел, чтобы это был его оркестр. Это было неизбежно".
Что же до позиции нашей редакции в этом конфликте, то она, уж извините, просто отсутствует. Мы считаем (и совершенно солидарны в этом с автором "Ъ" Борисом Барабановым), что ни "брэнд" оркестра Лундстрема, ни "брэнд" Георгия Гараняна никакого ущерба не понес. Наоборот, отечественный джаз, пусть и в самой консервативной своей части, получил бесплатную рекламу на первых полосах популярных газет и в эфире популярных радиостанций. Это совсем не так уж плохо.
А к джазу, к музыке как таковой, как нам представляется, конфликт вокруг того, кому именно руководить государственным джазовым оркестром, совершенно никакого отношения не имеет. Впрочем, как не имеют отношения к творчеству любые конфликты вокруг званий, бюджетов, привилегий и прочих прелестей государственной, да и не только государственной, службы.

Кирилл Мошков

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски