Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

"Работать надо меньше"

Известия, 10.11.06

В джазовом мире разразился нешуточный скандал. Георгий Гаранян уволен с поста художественного руководителя оркестра имени Олега Лундстрема. Саксофонист и дирижер занимал его с 2003 года. Официальная причина увольнения - слишком большое количество других работ у Гараняна.

Сразу стоит сказать, что в нынешнем музыкальном мире для дирижера несколько мест работы одновременно - дело обычное. И это происходит не потому (точнее, не только потому), что жизнь тяжелая. А потому, что мир стал гораздо мобильнее, музыкальные коллективы - самостоятельнее и отношения оркестра и руководителя из детско-родительских неуклонно дрейфуют в сторону равноправных. Это, конечно, в идеале. И, конечно, скорее относится к миру симфонических оркестров, который больше, разветвленнее и, по всей видимости, жизнеспособнее старого доброго мира биг-бенда.

Первый, кто тут приходит в голову, — Валерий Гергиев, который, как известно, не работает в одном только Мариинском театре. Еще он является главным дирижером Роттердамского оркестра, главным приглашенным в Метрополитен-опере, а с 2007 года у него начинается Лондонский симфонический оркестр. Михаил Плетнев делит время между фортепиано, сочинительством и работой в РНО. Владимир Спиваков — между скрипкой, фестивалем в Кольмаре, "Виртуозами Москвы" и НФОРом. Юрий Башмет — между альтом, фестивалем на Эльбе, "Солистами Москвы" и "Новой Россией". Можно взять чуть позападнее: дирижер Марис Янсонс возглавляет сейчас сразу два европейских топ-коллектива — амстердамский Концертгебау и оркестр Баварского радио.

Другое дело, что у Янсонса в договоре четко прописано: с одним коллективом он должен провести 10 недель в году, с другим — 12, и никуда от этого не денешься. У нас же многое пока держится исключительно "на честном слове", на кивках в сторону "не той" зарплаты или на личных — хороших или плохих — отношениях. И дело тут не столько в джазовой специфике, сколько в невыветриваемом советском менталитете. На память приходит самый трагический, гораздо более тяжелый и запутанный конфликт подобного рода — между Госоркестром и Евгением Светлановым.

Сам по себе оркестр Олега Лундстрема прикреплен к Федеральному агентству по культуре и кинематографии (ФАКК). Но непосредственно с Гараняном там никто контракт не заключал. Соответственно, уволить его там тоже никто не мог. Это сделал директор оркестра Александр Брыксин — по совместительству ударник.

В ФАККе этот конфликт считают чисто личным, сожалеют, говорят, что не могут влиять на взаимоотношения людей друг с другом, но надеются, что Михаил Швыдкой, большой любитель джаза, вернувшись из Пекина, попробует ситуацию скорректировать.

Судя по всему, отношения Гараняна и Брыксина действительно не были безмятежными. У обоих были друг к другу претензии. Обвинения Гараняна: оркестр заставляли заниматься "халтурами", на афишах часто не стояло имя его нынешнего руководителя, так что многие считали, что Лундстрем жив, а самого Гараняна называли Олегом (слово "имени" появилось в названии оркестра только в этом августе). Обвинения Брыксина: Гаранян настолько мало занимался оркестром, что даже о собственном увольнении узнал только спустя четыре месяца. И то — от министра культуры Александра Соколова.

По словам Гараняна, об увольнении он действительно ничего не знал, хотя, судя по всему, сам его и спровоцировал. 1 августа он отнес Швыдкому заявление, что больше не может на таких условиях возглавлять оркестр, чем вызвал приказ последнего "разобраться". По мнению Гараняна, у самого Брыксина истекает срок договора, так что тот начал действовать как мог.

"Это увольнение дико, незаконно, смешно, — утверждает Гаранян. — Мне везде сейчас предлагают юристов, чтобы моментально восстановиться. Но я этого не хочу пока. А что касается других моих работ, то второй дирижер Владислав Кадерский, который очень мне помогал и который сейчас остался за главного, тоже работает в четырех местах. И у директора к нему никаких претензий. И потом, если начинать увольнять людей за то, что они много где работают, то надо многих уволить. И начать с Гергиева. И, между прочим, со Швыдкого. Он же совмещает работу в агентстве с работой на телевидении. Не знаю, по силам ли это Брыксину".

Екатерина Бирюкова

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски