Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

"Звездами" становились у Лундстрема"

"Страна.ru", 14.10.2005"

В ночь на пятницу на подмосковной даче скончался российский джазовый музыкант, народный артист СССР Олег Лундстрем. Он был самым известным и самым старым джазменом России, ведь синкопами и хроматизмами он "заболел" еще в 1933 году в Шанхае. Тогда, подбирая пластинки для очередной вечеринки, он случайно наткнулся на диск оркестра Дюка Эллингтона "Дорогой старый Юг" (Dear Old Southland). Таким же образом Лундстрем напал и на след Луи Армстронга. Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки. В 1934 году Лундстрем становится руководителем джазового оркестра из девяти музыкантов. А спустя 60 лет его оркестр попал в "Книгу рекордов Гиннесса" как старейший в мире непрерывно существующий джазовый коллектив.

Лундстрем с самого начала пошел по оригинальному пути. Если утесовский ансамбль часто аранжировал под джаз зарубежную эстраду, то еще в 1937 году у Лундстрема созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке отечественные песни. Он "переигрывает" "Песню о капитане" Дунаевского, "Чужие города" Вертинского, "Катюшу" Блантера. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. В оркестре уже 14 человек, а такие импровизаторы, как Алексей Котяков, который часто выступал и в роли вокалиста, Игорь Лундстрем и Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов русского Шанхая. А оркестр становится одним из лучших в городе. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока". В 1946 году газета "Новая жизнь" публикует статью "Небывалый концерт в Лойсеуме": "Шанхайская федерация музыкантов, объединяющая подавляющее большинство местных музыкантов-профессионалов всех национальностей, намечает большой концерт, в котором примут участие все члены иностранной секции федерации в количестве свыше 200 человек. Наиболее интересной частью концерта будет джазовая его часть, так как в ней будут участвовать три лучших оркестра в городе: Олега Лундстрема, Бориса Райского и Сержа Ермолла-Боба Буча. Каждый из этих оркестров имеет свою специальность: в то время, как оркестр Лундстрема известен своим великолепным исполнением американской джазовой музыки и особенно свинга, оркестр Райского уделяет особое внимание джазовой обработке русских и советских песен и мелодий. Классическая часть программы будет проведена большим духовым оркестром объединения советских спортсменов под управлением В. Добровольского. Оркестр этот, дав несколько концертов на советском стадионе, зарекомендовал себя с лучшей стороны".

А спустя 20 лет, когда Олег Лундстрем и его оркестр уже были в СССР, "Советская эстрада и цирк" писала так: "Для молодежи лундстремовский оркестр нечто большее, нежели коллектив музыкантов-исполнителей, своего рода барометр джазовой музыки, а для многих - проводник в увлекательный и самобытный мир джаза. Лундстремовский оркестр все это время, пожалуй, единственный оставался (по крайней мере, по составу инструментов) чисто джазовым коллективом, не поддаваясь соблазну встать на путь симфо-джаза, эстрадно-танцевального оркестра. Концерт, на котором мне довелось побывать, показал, что Олег Лундстрем и его оркестр не утратили своих лучших качеств: высокого профессионализма, музыкальной культуры, индивидуального мастерства, вкуса, серьезности в отношении к джазу. Уход некоторых молодых ярких исполнителей, несомненно, сказавшийся на оркестре, на эффектности некоторых сольных партий, нисколько не отразился на стройности ансамбля: группы инструментов у Лундстрема звучат ровно и уверенно, оркестровая дисциплина безупречна, интерпретация музыкального произведения свежа".

"Музыкальная жизнь", празднуя в 1967 году 30-летие оркестра (тактично умолчав о его успехе в Шанхае в 30-х), вспоминает исключительно советские вехи и достижения музыкантов: "В этом году оркестр под управлением Олега Лундстрема празднует свое десятилетие. Коллектив возник на базе ансамбля при одном из клубов Казани, а сейчас это один из лучших эстрадных оркестров нашей страны. Показательно, что именно этот коллектив был первым советским эстрадным оркестром, совершившим гастрольную поездку за границу. В целом, эстрадные программы оркестра интересны, но, на мой взгляд, юбилейная была слишком уж "перенаселена": в ней пели почти все певцы, ранее выступавшие с оркестром. Вполне можно было обойтись и без танцевального номера В. Хворостова и Э. Мигирова. Еще один упрек - несколько плоский и излишне сентиментальный конферанс. Второе направление - пропаганда советского джаза. Коллектив оркестра и сам Олег Лундстрем сделали очень много для уточнения понятия "советский джаз". Исполняя в прошлых программах наряду с джазовой классикой ("Гарлем-ноктюрн" Хейгена, "Добрая земля" Хефти, "Проповедник" Силвера, "Шекспировская сюита" Дюка Эллингтона) произведения советских авторов (среди которых солисты оркестра), оркестр добился не только высокого качества исполнения, но и приобрел свое собственное творческое лицо".

И снова "Советская эстрада и цирк". Только год уже 1973: "А вот еще один пример творческого роста, который вообще свойствен нашей эстраде. Речь идет о концертах джаз-оркестра, руководимого О.Лундстремом. Не впадая в преувеличения, полагаю, что этот коллектив в своей области - один из лучших, и не только у нас в стране. А в целом, оркестр, руководимый О.Лундстремом, первоклассный музыкальный коллектив, способный исполнить произведения любой трудности, талантливо интерпретируя. У нас говорят о воспитательной и облагораживающей роли музыки, но почему-то при этом имеют в виду только симфонические оркестры, хотя джазы также должны и воспитывать, и облагораживать слушателя. Во всяком случае, оркестр О.Лундстрема к этому стремится. И наличие в его репертуаре таких произведений, как "Неваляшки" Н.Левиновского, "Бухарский орнамент" О.Лундстрема, "Продавец пластинок" Д.Ричардсона, доказывает, что он исполняет хорошие вещи, не забывая, что джаз - это не просто ансамбль солистов, но солистов-виртуозов. Оркестр Лундстрема, по существу, создал эстрадное ревю, объединив в нем музыку, танец, песню, конферанс. Что касается самого Лундстрема, то он не только высокопрофессиональный и талантливый дирижер, но также актер, разыгрывающий с певцами интермедии".

В 1978 году статья в "Музыкальной жизни" под заголовком "Преданное служение искусству" начиналась словами: "Перед ними стоит обаятельный человек с дирижерской палочкой в руке. Это Олег Лундстрем - дирижер одного из лучших наших джаз-оркестров. Больше всего О.Лундстрем ценит в певцах "эмоциональный заряд" и сожалеет, что на просмотрах солисты волнуются, и этот самый "эмоциональный заряд" не всегда удается разглядеть, а ведь это, как правило, и есть то самое "свое". В любой программе оркестр - всегда в центре внимания, он не разделяет участи многих коллективов, которые выполняют лишь аккомпанирующую функцию. Исполняя в концертах многие инструментальные произведения, оркестр популяризирует лучшие образцы советского и зарубежного джаза, а талантливые музыканты демонстрируют свое индивидуальное импровизаторское мастерство. Дар импровизации больше всего ценит Олег Леонидович в своих оркестрантах. Самобытность советского джаза отмечали многие газеты и журналы. Этот успех, безусловно, вдохновил музыкантов, и они поняли, что удалось сказать и свое слово в этом нелегком жанре. Оркестр О.Лундстрема получил приглашение принять участие в трех джазовых фестивалях скандинавских стран, а совсем недавно он выступил на Международном джазовом фестивале в Праге. Этому успеху в огромной мере способствовало появление на фирме грамзаписи "Мелодия" пластинок, целиком посвященных джазовой музыке. Последняя работа оркестра - альбом из двух пластинок "Памяти мастеров джаза", посвященных творчеству ведущих мастеров жанра".

В эпоху гласности и перестройки об оркестре Лундстрема и его творчестве конформисты от музыковедов стали писать больше и чаще. Но вспомнить стоит только одну, ставшую в 1985 году крылатой, фразу: "У оркестра О.Лундстрема всегда было правило - не прибегать к услугам звезд. Звездами становились у Лундстрема!"

Когда-то Леонид Утесов спросил его: "Олег Леонидович, вы действительно сказали, что если б не было меня, то и не было и ВАС?!" А Дмитрий Шостакович сказал: "Записи оркестра Олега Лундстрема - это тот путь, по которому должна развиваться легкая музыка, нужно смелее брать национальные мелодии, обрабатывать их в джазовой манере". И с полным на то основанием добавил: "Я с большим удовольствием слушаю талантливую джазовую миниатюру, чем бездарную симфонию".

Глеб Борисов

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски