Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

ДЖАЗОВАЯ ПОБЕДА ЮРИЯ МАРКИНА (70-ти летний юбилей)

http://jazz-portal.blogspot.com, 02.2012

     Значительные события в мире искусства происходят часто не замеченные миром. И прошло немало лет, пока своё признание получили шедевры Баха, Мусоргского и Прокофьева. Так же неприметно, без помпы, прошёл юбилей 70-ти летия Юрия Маркина 21 февраля. И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди публики, осознали, что произошло. 
     Наконец мы смогли услышать ответ на тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза, и рок-н-ролла. И в этих жанрах страна Мусоргского,  Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингто-на, «Битлз» и Лойда Вебера. Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры и коммунистический идеологический пресс, погубивший столько талантов.
     Но, наверное, главная причина – это то, о чём говорил академик Борис Асафьев – «Синтаксис языка создаёт музыкальную речь». И в новых ритмических жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из которого произошли джаз и рок, – это, прежде всего песенная форма, и поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по русски». Но вот в течение нескольких последних лет Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в клубах «Джаз-арт» президент которого Алик Эйдельман, обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз». Причём, если на родине джаза, это вылилось в форме миниатюры с вариациями, Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.
     Из тех, которые мне удалось услышать, больше всего мне запомнились, - это «Епифанские шлюзы», по мотивам повести Андрея Платонова, «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова и «Саксофонист», по роману Х. Кортасара, посвящённому Чарли Паркеру. Невероятно, но в этих произведениях соединилась джазовая энергетика и интонация русской речи. Наверное, такой синтез получился потому, что Юрий Марки написал все либретто сам. Кроме композиторского дара он обладает ещё и незаурядными литературными способностями. Кроме того, Юрий Марким, ученик Р. Щедрина по классу композиции, очень тонко чувствует крупную форму, и все номера работают на одну идею и создают фантастически яркий образ и динамику, которая захватывает зрителя и не отпускает до последнего звука.
           
Пилат - бал у Воланда


Вообще этот человек чем-то напоминает героев эпохи Возрождения с их уникальными синтетическими талантами. Так, кроме композиции и литературы, (а у Юрия Маркина несколько циклов рассказав, повесть и роман), Маркин, как и Щёнберг, занимается много лет живописью, даже цветовые палитры у них чем-то похожи. Цикл его картин маслом опубликовала в своей книге Наталия Нагибина и Алик Эйдельман на сайте Арт-клуба.

Городской пейзаж

Поразительно, но все оперные постановки он создал с группой энтузиастов, которые, практически бесплатно, увлечённые идеями Маркина, осуществили постановку всех Автопортрет его опер. 







Автопортрет


Надо отметить, что слово «впервые», постоянно встречается в характеристике творчества Маркина. Так впервые в отечественном джазе, он написал джазовые симфонии:


Ю. Маркин Симфония №1 для симфо-джазового оркестра.


джазовые концерты:

Y.Markin"Concerto for trumpet & jazz-band" (1st part-allegro).


впервые в России Маркин сделал джазовые стандарты из классиков - Шопена, Чайковского, Бородина, Рахманинова, Прокофьева:

"Petya & Wolf" by S.Prokofiev (arr. by Y.Markin).



                                                                               Впервые вышли учебники импровизации и аранжировки, не имеющих аналогов в нашей стране. Впервые, как, когда-то Бетховен, Маркин написал цикл джазовых сонат для ф-но, где джаз обрел новую жизнь в крупной форме:
01-Ю. Маркин''Джазовая соната №2''


Впервые в нашей стране, Юра, написал 24 прелюдии для ф-но: 

 02- Ю.Маркин ''Прелюдия24''

и этот список бесконечен.

Но нам очень важно то, что Юра воспитал целое поколение музыкантов, ибо он обладаете сильной гравитацией, и в его орбиту попадают самые талантливые молодые музыканты России:

"Sad Song" (Russian album) by Y.Markin.


Шопен прелюдия №2


Вообще, нашему джазовому образованию повезло, что такие музыканты, как Ю. Маркин, Ю. Чугунов, М. Есаков, А. Сухих в годы «застоя» были отрезаны от сцены, из-за запрета на джаз, и были вынуждены уйти в педагогику.


_________________________
* На сайте Маркина есть все 24 прелюди




     В результате мы имеем целый букет джазовых учебников, которые, лично я, ставлю выше американских, ибо те написаны слабыми музыкантами, теми которые не смогли попасть на сцену. А американские звёзды, в отличие от наших, играют на сцене, и им некогда заниматься музыкальной наукой. Удивительно сильный, по глубине проникновения в идиомы джаза, учебник Маркина по импровизации, изданный Юрием Козыревым, а потом, - Михаилом Диковым. Тоже можно сказать об его транскрипции джазовых стандартов, опубликованный издательством Р. Ясемчика.
     Юра – совершенно уникальный человек, так ещё в 80-х, когда мы с ним работали, на эстрадном отделе в электростальского музучилища (об этом я написал в статье: «Железнодорожная академия джаза»), я узнал, что он до Курского вокзала со своей Пресни ходит пешком. Юра выходил из дома в 7 часов и к 9 был на Курском. Так же и возвращался. Помню, однажды я составил ему компанию, и мы шли 2 часа, причем через центр, через проходные дворы, которые Юра, не будучи по рождению москвичом, знал в совершенстве.
Забавно, но у Юры была одна странная особенность. Только он подходил к стоящему автомобилю, то он сразу начинал сдавать на нас задом, мы едва успевали отскочить. Или, только подходим к арке - тут же на нас выезжает другая машина. А Юра отмечал: «Вот смотри – оно началось». С тех пор, когда мы с женой гуляем, и на нас начинает сдавать машина, то жена надо мной шутит: «Вот на тебя упала Юрина харизма». Помню, я тогда натерпелся страху из-за этих авто. Итак, мы шли 2 часа, и с жаром обсуждали джазовые проблемы и, каково было моё удивление, когда мы подошли к пушкинской площади, то увидели потрясающую картину – памятник Пушкину и прилегающая к нему часть – были огорожены деревянным забором. Оказывается – это было10 декабря, когда отмечается «Международный День прав человека» и Юра специально пришёл на площадь, зная о готовящейся демонстрации диссидентов, и власти так, сооружением забора, решили сорвать демонстрацию диссидентов, которые молча стояли лицом к забору. Эта картина так печально напоминала отечественный джаз, который из-за такого же железного занавеса, без контактов с создателями джаза, не смог достичь мирового уровня и мы так же всю жизнь простояли, уткнувшись лицом в забор.
Отдельная тема – это джазовый ансамбль педагогов училища, для которого Юра сделал программу, оркестровав джазовые стандарты. В ансамбль входили известные московские музыканты – В. Буланов – барабаны, В. Чернов – бас, М. Есаков – гитара. Надо сказать, что ансамбль выступил с оглушительным успехом на фестивале джаза «Москворечье». Осталась фото с этого концерта, мне подарили огромный букет черемухи, и я раздал ветки всем участникам группы. Но фото видно, что мы стоим растерянные - совершенно обалдели от успеха, которого совсем не ожидали. Я вел в Электростале биг-бенд и Юра написал для него прекрасную пьесу в стиле диско-фанк – «Дискобол», но бридж у неё оказался неудачным, и Юра сразу захотел её порвать. А надо сказать, что у Юры есть привычка время от времени, сжигать свои, накопившиеся невостребованные партитуры. Тогда я решил, чтоб не пропадала пьеса, написать свой бридж и эта пьеса прошла на фестивале «на ура», с каким-то невероятным успехом.
Дело в том, что слушатели, за три дня фестиваля, так устали от анемичного мейнстрима, что наша фанковая пьеса (а я посадил в ней играть сразу на двух установках-двух барабанщиков – Б. Савельева и А. Шатуновского), привела зрителей в настоящее неистовство. И уже мы закончили выступление, и я уже ушел в другой корпус и переодеваюсь, снимаю брюки, вдруг вбегает ведущий А. Баташев и ведёт меня на сцену со словами: «Зал беснуется, мы не можем продолжить концерт, сыграй им что-нибудь». Оказывается все это время, пока мы собирались и пока я шел в другой корпус, зал скандировал и не давал продолжить концерт. И когда я вышел на сцену, бисирование и крики продолжались и продолжалось и, поскольку весь оркестр уже ехал на Курский, чтобы успеть на электростальскую электричку, я сыграл на трубе фразу Чайковского из оперы «Е. Онегин» - «Я люблю вас», которую так любил играть красивым девушкам Ч. Паркер, и зрители, после этой фразы, поняв, что биса не будет, затихли, и концерт продолжился. Сколько я после этого ни выступал, но такого грандиозного бисирования, как после маркинского «Дискобола» я уже никогда не слышал. На снимке в фойе Д.К. «Мокворечье», где проходил этот фестиваль, справа налево – В. Коновалов – бенд-лидер, Ю. Маркин, я, Катя Чугунова и Люда Степурко.
Ю. Маркин и О. Степурко Электросталь
Вообще игра с Юрием Ивановичем, как мы всегда его звали за солидность, мне дала очень много, так он однажды заметил: «Ну что ты во время игры всё время машешь трубой и скачешь? Стой неподвижно, пускай от твоей игры будут вертеться и скакать слушатели». Или я долго не мог понять, как пишутся хорусы на сложную, многоэтажную гармонию. И Юра, прямо в купе электрички, написал несколько примеров хорусов, и с тех пор трудностей с ними не возникало. И в композиции для меня было важен тот новый интонационный язык, который Юра открыл, совмещая две пентатоники. Этот принцип построен на том, что сначала сочиняется фраза, а потом несколько нот этой фразы сдвигаются на пол тона выше:


И получается фраза, несущая необычайную мелодическую энергию, которая может выразить наше стремительное время. Этот, Юрин интонационный приём, помог мне освежить мелодический язык, оставаясь в границах функциональной гармонии, не сваливаясь в атональную пропасть. Да и сам Маркин часто прибегает к приёму «совмещённой пентатоники» в импровизации.
У Юры был такой период, когда он несколько лет выступал, как барабанщик. Мы знаем, что многие пианисты – у них Чик Кория, а у нас Манукян, Фрумкин - блестяще владеют барабанами, но в трио с А. Лавровым на ф-но, Кондуром к-бас, наверно Юра хотел решить свой заочный спор с харизматическим русским барабанщиком Володей Васильковым, с которым он играл в легендарном фанк-квартете – Козлова - Пищикова.
Хочется вспомнить то, что в общении Юра был великолепен. Немногословный, он мог сказать несколько слов и все вокруг взрывались гомерическим хохотом. Так, мы едем в электричке в Электросталь и горячо спорим о какой-то джазовой проблеме, причём поезд шумит, и мы срываемся на крик. Но тут поезд останавливается, а мы уже не замечаем, что кричим в абсолютной тишине, под недоуменные взгляды пассажиров. И тогда следует коронная Юрина реплика: «Щас заберут». И мы все громко ржём над комической ситуацией. И Юра постоянно взрывал атмосферу репликами, от которых мы безудержно хохотали.
У Маркина любопытный педагогический принцип, чтобы ученик до всего доходил сам. Мне рассказывал мой ученик, трубач Дима Мамохин, что полгода на концертах он играл одну пьесу в Маркинской группе «Шаги времени» и, как-то он пригляделся и увидел, что нота в его партии больше похожа на си, чем на ля и он сыграл си. И тогда вдруг Маркин неожиданно сказал: «Ну вот, наконец, ты правильно сыграл».
Несколько лет назад Юру Маркина постигло несчастье, после обширного инсульта у него парализовало левую руку. 
Но, он смог научиться играть на рояле одной правой рукой, парадоксальным образом исполняя сразу две линии, мелодическую и гармоническую. (Стиль "One Hand Piano"). Больше того, его игра одной рукой стала ещё интереснее.

Yuri Markin - Sweet Georgia Brown (one hand style bebop piano)



Когда Юра перестал доказывать, что он не только композитор, но и ещё клавишник, тогда его мелодические линии стали интонационно отточены до остроты бритвы и, как у Майлса Девиса, несут необычайную смысловую нагрузку.
С. Резанцев сакс. Ю. Маркин – ф-но
Как Прокофьев и Равель, он написал «одноручный» концерт, который лично меня потряс своими музыкальными открытиями и фантастическим переплетением джазовой энергетики и полифоническими приёмами из арсенала академической музыки. Его состав с Сергеем Рязанцевым был записан и издан на СD Аликом Эйдельманом. Там, кроме обработок русской классики, они записали классные Юрины темы –



«Танго для Джаного»:


«Пружина свинга»:



В. Лифшиц и Ю. Маркин

Плодовитость Юры беспримерна и я не могу назвать отечественного композитора, который мог написать столько музыки за такой короткий срок. Например, недавно, при финансовой поддержке Виктора Лифшица, было издана школа аранжировки для биг-бенда. (Огромный кирпич – почти 500 страниц).


     А усилиями Михаила Дикова, - сонаты, учебник импровизации и авторские пьесы Маркина. Отдельно можно сказать о том, как Маркин решил проблему с джазовым репертуаром. Он заменил американские джазовые стандарты русской классикой, сделав потрясающие обработки оперной классики Бородина и цикла «Времена года» Чайковского. «Спрямив» квадрат до 8-ми такта и заменив в импровизации оригинальные гармонии на джазовые цепочки 2-5-1. Юра первый в нашей стране издал «Словарь джазовых фраз «2-5-1».  Мне очень хотелось, чтобы Юра познакомился с великим человеком – отцом Александром Менем, которого я хорошо знал и к которому возил несколько джазменов. Но Юра, семья которого была репрессирована и он и его мать были сослана в Астрахань, так и не решился приехать, но зато послал в подарок о. Александру картину «Странник», которая долго висела в гостиной «Новодеревенского приходского дома». Но все же Юра не чужд библейской тематики, ибо его графический цикл посвящён Христу и апостолам, причем их 11, ибо Иуда не вошел в творческие планы Маркина.





И этот библейский цикл Маркина очень символичен – ибо мы, по сути дела – все джазовые апостолы, - несём Благую джазовую весть о Царстве свободы, где каждый уже будет сам хозяином своего репертуара и своей импровизации, которая унесёт его на Небо. И, может Юбиляру удалость сказать эту весть особенно громко и отчётливо, чем другим. 
Часто судьба посылает великим людям человека, который сможет сохранить их творчество. Таким ангелом хранителем была Н. Я. Мандельштам, сохранившая рукописи мужа. И Юре Бог послал чудесную жену, Ксюшу, которая снимала все его концерты на видео и, я верю, что придёт то время, когда её труд оценят потомки и воздадут должное её выдающемуся супругу. Но и в наше время ролики, снятые Ксюшей, размещенные в Ютубе собрали беспримерное, для российского джаза, количество просмотров.


'’Jordu" by Duke Jordan. (one hand style bebop piano)




Сейчас, по разным причинам, Ксюша уехала в Германию, и многие бытовые вещи стали для Юры трудновыполнимы. Но и здесь сказалось джазовое братство – Алик Эйдельман приехал к Юре и починил сломавшийся телефон, и в морозы помог заклеить окна. И сам Юра, не смотря на все жизненные трудности, не сдается и продолжает жить напряженной творческой жизнью. Вот почему, я хочу закончить эту статью пожеланием юбиляру «Многая лета», и подарить ему стихотворение.


Дорогой, любимый Юра! 
В джазе Маркин - материк 
70 – лишь увертюра. 
К вечности, что ты воздвиг. 
Из дворянского сословья 
В джаз ввёл оперу - балет 
Пожелать хотим здоровья 
И прожить ещё сто лет.




Композитор Олег Степурко.


вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски