Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Ни одна остановка не станет последней

Мурманский вестник, 04.03.2011

Мари Карне

На днях на Кольский полуостров заглянула легенда. Коллектив, за которым десятилетиями тянулся шлейф некоей тайны. Еще бы! Старейший джазовый оркестр мира, созданный в 1934 году в Харбине. Созданный фактически мальчишками - детьми русских, волей судьбы оказавшихся в Китае. Первую широкую известность он снискал в Шанхае, в те годы фактической столице Юго-Восточной Азии. А в 47-м в полном составе вернулся в Россию. И, несмотря на, мягко говоря, подозрительное отношение властей к джазу («музыка толстых!» - буржуазная то есть), в то нелирическое время сумел не только уцелеть, но и завоевать всесоюзную, а затем и международную славу. Даже фамилия основателя и многолетнего лидера оркестра намекала на загадку - Лундстрем… Хотя поклонники, конечно, знали, что шведская фамилия досталась русскому музыканту от прадеда, переселившегося в Россию в девятнадцатом веке.

Семь десятилетий - это ли не рекорд на грани фантастики? - биг-бенд играл под его управлением, а пять лет назад, после кончины маэстро, принял его имя. Сегодня коллективом руководит видный композитор и дирижер Борис Фрумкин.

И вот государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема выступил в Мурманске и Североморске. «Джаз со всеми остановками» - так называлась программа, с которой познакомились северяне.

…Композиции, звучавшие в североморском Дворце культуры «Строитель», раз за разом вызывали овации в зале. Соло саксофониста, перкуссиониста, трубача - выход каждого северяне встречали бурными аплодисментами. Особо приветствовали появление на сцене юной очаровательной солистки Мари Карне. И опять загадка - темнокожая певица, носящая фамилию прославленного французского кинорежиссера… Правда, тут загадка была развеяна буквально на второй вещи, которую девушка исполнила… на чистейшем русском. Своя - москвичка!

Она работает вместе с оркестром около четырех лет. Двадцатилетняя Мари стала настоящим украшением биг-бенда, классические джазовые произведения в ее исполнении, по мнению знатоков, обретают новые, свежие оттенки. И, думается, мы еще не раз услышим это имя. Ведь недаром стала крылатой фраза легендарного маэстро: «Мы не прибегаем к услугам звезд. Звездами становятся у Лундстрема!» (Кстати, у этой формулы есть железное доказательство: творческие биографии Аллы Пугачевой, Ирины Понаровской, Валерия Ободзинского, Георгия Гараняна, Игоря Бутмана и многих других знаменитостей, причем обычно в начале карьеры, были связаны с оркестром Лундстрема.)

Впрочем, Мари не исключение, считает художественный руководитель оркестра Борис Фрумкин, молодыми талантливыми исполнителями наша страна не обеднела.

- Я наблюдаю большой интерес нового поколения к джазу, - с улыбкой заметил он в нашем разговоре. - Еще несколько лет назад публикой оркестра в основном были люди за сорок, а сегодня в залах много молодых лиц. Возможно, это связано с подъемом музыкального образования в России, созданием академий, школ, где преподают джаз. Молодежь очень интересуется нашей музыкой, ведь многим надоела фанерная попса, заполонившая эфиры на радио и телевидении. Думающая, чувствующая, - тут Борис Михайлович сделал акцент, - и остро переживающая молодежь такими «консервами» не удовлетворится. Ей нужно соучастие, совместный процесс с исполнителями. А джаз - это сиюминутное искусство, где для оркестра написано только семьдесят процентов нот, поэтому остается большой простор для импровизации. Только прямой посыл энергии в зал найдет отклик.

В том, что касается джазовых исполнителей, руководитель легендарного биг-бенда полон оптимизма:

- В России наметился явный прогресс. Это связано, как я уже говорил, с образованием. У особо выдающихся есть возможность пройти стажировку в США, где джазовая школа находится на высочайшем уровне, а джазовая атмосфера - корневая. Не буду называть имена, но скажу, что сейчас есть немало молодых исполнителей, которых мы хотели бы видеть у себя в оркестре.

А вот с авторами, считает дирижер, ситуация обратная. Джаз в какой-то момент отступил, а в итоге на сегодняшний день композиторов, кто смог бы через этот жанр принести слушателям живые эмоции, чувства, не видно.

- Но они обязательно появятся! Ведь джаз в России вновь расцветает и обретает популярность.

И, пожалуй, концерт в Североморске стал наглядным подтверждением последних слов. Жители флотского города эмоционально и благодарно воспринимали буквально каждый номер программы. Мелодия сменяла мелодию, звучали классические и современные вещи - Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Дюка Элингтона, Глена Миллера, Олега Лундстрема, Бориса Фрумкина - да, именно джаз со всеми остановками… Но ни одна остановка не станет последней. Джаз будет звучать всегда.

Анжела КОЛЯДА, Североморск

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски