Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Оркестру Олега Лундстрема - десять лет
(Музыкальная жизнь, №13 1967)

В этом году оркестр под управлением Олега Лундстрема празднует свое десятилетие. Коллектив возник на базе ансамбля при одном из клубов Казани, а сейчас это один из лучших эстрадных оркестров нашей страны. Показательно, что именно этот коллектив был первым советским эстрадным оркестром, совершившим гастрольную поездку за границу.

За десять лет существования оркестр дал концерты более чем в 200 городах нашей страны, а также в Болгарии, Польше и Чехословакии. В этих странах оркестру был оказан такой горячий прием, которого даже нельзя было ожидать. Действительно, соревноваться с оркестрами Польши и Чехословакии не очень просто - всем известно, какой высокой культуры достигли коллективы А. Курилевича, Г. Брома, К. Влаха, К. Краутгартнера. Тем более почетными были отзывы польских и чешских знатоков джаза. Они по достоинству оценили высокий профессионализм оркестра, его сыгранность, мастерство солистовимпровизаторов. Особенно подчеркивалось, что советские музыканты привезли советский джаз, показали свою музыку.

Юбилейная программа оркестра обширна; в ней особенно легко проследить два направления, существующие в работе коллектива. Вопервых, эстрадный репертуар, насыщенный номерами самых различных жанров, особенно вокальными. Не случайно за чти годы оркестр дал путевку в жизнь многим певцам: Владимиру Сорокину (ныне солисту Белорусской оперы), Валентине Дворяниновой, Раисе Неменовой, Дмитрию Ромашкову, Валерию Ободзинскому и другим исполнителям эстрадных песен. С оркестром выступали певцы из разных городов и республик нашей страны - Эльмира Уразбаева, Ара Арсенян, Гюлли Чохели, Айно Балыня...

В целом, эстрадные программы оркестра интересны, но, на мой взгляд, юбилейная была слишком уж "перенаселена": в ней пели почти все певцы, ранее выступавшие с оркестром. Вполне можно было обойтись и без танцевального номера В. Хворостова и Э. Мигирова. Еще один упрек - несколько плоский и излишне сентиментальный конферанс (автор - Игорь Виноградский, конферансье - Борис Алов).

Второе направление - пропаганда советского джаза Коллектив оркестра и сам Олег Лундстрем сделали очень много для уточнения понятия "советский джаз". Исполняя в прошлых программах наряду с джазовой классикой ("Гарлем-ноктюрн" Хейгена, "Добрая земля" Хефти, "Проповедник" Силвера, "Шекспировская сюита" Дюка Эллингтона) произведения советских авторов (среди которых солисты оркестра), оркестр добился не только высокого качества исполнения, но и приобрел свое собственное творческое лицо.

Именно в исполнении оркестра О. Лундстрема впервые прозвучали "Ноктюрны" Кара Караева на стихи Л. Хьюза, " Солнце над Кубой" А. Хачатуряна (в превосходной оркестровке И. Шахова), пьесы И. Якушенко, В. Соловьева-Седого, А. Бабаджаняна, Ю. Милютина.

Оркестр состоит из трех групп - медной, саксофонной и ритмической, и если в оркестровках предыдущих лет преобладало звучание медной группы (трубы и тромбоны), а саксофоны находились как бы в плену у всего оркестра, то теперь, можно сказать, установлено необходимое равновесие (особенно хочется отметить очень хорошее исполнение "Баллады" Д. Роланда). Пожалуй, слабой стороной коллектива является звучание ритмической группы - ударных, баса, фортепиано. Пианист Н. Капустин (он окончил Московскую консерваторию по классу профессора А. Б. Гольденвейзера и, надо сказать, немало смутил своего учителя, начав играть в джазе) явно тяготеет к виртуозным сольным номерам. С великолепной легкостью играет на контрабасе А. Гравис. Однако вся группа в целом не создает достаточно энергичной ритмической основы для импровизации.

Недавно в оркестр пришла молодежь - джазовые музыканты, уверенно владеющие искусством импровизации. Сегодня в ансамбле с ветеранами оркестра И. Лундстремом, Г. Осколковым, О. Осиповым выступают саксофонисты С. Григорьев (очень интересно звучит его соло на сопрано-саксофоне в пьесе Д. Роланда), Э. Корнилов, М. Цуриченко и Р. Кунсман. О последнем можно сказать, что это один из лучших наших музыкантов-импровизаторов, блестяще освоивший всю звуковую палитру альтового саксофона, способный создавать оригинальные, рельефно очерченные образы.

Из трубачей больше всего запоминается В. Черепанов с его четкой манерой игры и точным чувством стиля. Хорошо, судя по всему, могли бы импровизировать трубач Л. Щеголев и тромбонист А. Шабашов, но в юбилейной программе они солировали мало. Показательно, что медная группа оркестра обогатилась валторной (В. Груз), - это характерно для современных джазов с их подчеркнутым вниманием не только к импровизационным номерам, но и ярко окрашенным, "богатым" аккордам всего ансамбля.

И, наконец, надо сказать о художественном руководителе и главном дирижере этого оркестра композиторе Олеге Лундстреме. Его деятельность как автора популярных песен, интересных джазовых пьес н как руководителя большого коллектива, пропагандирующего современные образцы джазовой музыки, вызывает уважение многих любителей джаза.

В отличие от большинства западных оркестров наши коллективы только концертируют (даже в "джазовой" Америке лучшие оркестры, вроде коллективов Каунта Бэйси и Дюка Эллингтона, вынуждены по преимуществу играть в музыкальных кабаре и на танцплощадках). И выступления оркестра Олега Лундстрема всегда проходят с большим успехом.

Д. Ухов

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски