Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Преданное служение искусству.
(Советская эстрада и цирк, №7 1978)

Открывается занавес, и на сцене мы видим музыкантов с эмблемой "ОЛ" на груди. Перед ними стоит обаятельный человек с дирижерской палочкой в руке. Это Олег Лундстрем - дирижер одного из лучших наших джаз-оркестров.

В сентябре 1956 года а системе Всероссийского гастрольно - концертного объединения (ныне Росконцерта) был организован Государственный джаз-оркестр под его руководством.

Этот коллектив родился гораздо раньше как студенческий любительский джаз. .0. Лундстрем, И. Лундстрем, А. Гравис, А. Котяков и другие, образовавшие ядро будущего оркестра, работают, не расставаясь до сих пор.

Музыканты сразу определили свою генеральную линию - работать большим оркестром. Разумеется, составы джазовых ансамблей могут быть самыми, разнообразными; трио, квартеты, квинтеты, секстеты и так далее. Олег Леонидович со своими коллегами пробовал работать и малыми составами, но биг-бэнд считает оптимальным, дающим возможность использовать все краски оркестрового спектра. Тем более что из музыкантов биг-бэнда можно составить любые комбинации малых ансамблей. Свой профессиональный путь музыканты начинали в Казани. Коллектив много и упорно работал, но оркестранты вскоре поняли, что без специального музыкального образования совершенствовать игру дальше невозможно. Почти все артисты оркестра через несколько лет закончили Казанскую государственную консерваторию.

В 1955 году оркестр записал в Доме звукозаписи целый ряд произведений татарских композиторов в популярной джазовой манере. Такие, как "По зеленой улице" Н. Жиганова, "Татарская самба" А. Ключарева, "Мечты" А. Манасыпова и многие другие. Эти записи обратили на себя внимание общественности, а Д. Д. Шостакович, в частности, писал: "Одним из возможных путей к оздоровлению советской легкой, эстрадной и танцевальной музыки, несомненно, можно считать более смелое обращение композиторов к народно-танцевальным жанрам, ритмам и мелодическим интонациям" и напомнил в связи с этим "удачные образцы эстрадного творчества С. Цинцадзе и К. Орбеляна, пьесы на татарском национальном материале из репертуара джаз-оркестра под управлением О. Лундстрема".

С 1956 года оркестр становится сугубо концертным и начинает работать в Москве. Костяк оркестра составили оркестранты-импровизаторы; Г. Баранович, А. Котяков, Г. Осколков, А. Голов, И. Лундстрем, А. Гравис, 3. Хазанкин. Затем пришла молодежь: Г. Гараняи, А. Зубов, К. Бахолдии, Н. Капустин, Г. Гольштейн, С. Григорьев, В. Гуссей-нов, В. Бударии, В. Садыхов, С. Мартынов и другие.

В разное время с коллективом сотрудничали композиторы А. Эшпай, А. Ключарев, Я. Френкель, И. Якушенко, А. Бабаджанян и многие другие.

Нельзя не отметить, что в этом коллективе сформировались многие певцы. С оркестром в разное время выступали М. Кристалинская, Г. Чохели, Г. Ненашева, А. Пугачева, В. Ободзинский, А. Беседин, вокальные квартеты "Гая" и "Аккорд".

Сейчас в оркестре работает лауреат международных конкурсов Ирина Понаровская. Олег Леонидович с большим вниманием и уважением относится к творческой индивидуальности певцов и никогда не делает того, что а музыкальных учебных заведениях называется "натаскиванием".

Больше всего О. Лундстрем ценит в певцах "эмоциональный заряд" и сожалеет, что на просмотрах солисты волнуются и этот самый "эмоциональный заряд" не всегда удается разглядеть, а ведь это, как правило, и есть то самое "свое".

В любой программе оркестр - всегда в центре внимания, он не разделяет участи многих коллективов, которые выполняют лишь аккомпанирующую функцию. Исполняя в концертах многие инструментальные произведения, оркестр популяризирует лучшие образцы советского и зарубежного джаза, а талантливые музыканты демонстрируют свое индивидуальное импровизаторское мастерство.

Дар импровизации больше всего ценит Олег Леонидович в своих оркестрантах. В конце 60-х годов появилось большое количество вокально-инструментальных ансамблей. Не секрет, что с их появлением интерес к чисто инструментальной музыке заметно ослабел.

В этот период размежевались и слушательские пристрастия и оркестр, сохранив свой стиль и приверженность к искусству джаза, начал выступать с чисто джазовыми концертами для любителей именно этого жанра.

Такие концерты прошли в Москве, Ленинграде, Куйбышеве и других городах. Они показали, что интерес зрителя к джазовой инструментальной музыке, особенно в последнее время, возрос. Слушатель стал мудрее. Он слушает не только вновь созданные произведения, но и переосмысливает классику.

Выступления эти планируются и в будущем. На чисто джазовые концерты поступили заявки из Ярославля, Горького, Свердловска, Ростова, Воронежа, Донецка, Риги и многих других городов.

В работе оркестра, как и у любого другого творческого коллектива, были удачи и неудачи, но рубежом, после которого музыканты ощутили свои силы, в полной мере было выступление на Международном джазовом фестивале "Джембори-72" в Польше. Оркестр выступил ярко, и многие номера вызвали овацию.

Самобытность советского джаза отмечали многие газеты и журналы. Этот успех, безусловно, вдохновил музыкантов, и они поняли, что удалось сказать и свое слово в этом нелегком жанре. Оркестр О. Лундстрема получил приглашение принять участие в трех джазовых фестивалях Скандинавских стран, а совсем недавно он выступил на Международном джазовом фестивале в Праге.

Этому успеху в огромной мере способствовало появление на фирме грамзаписи "Мелодия" пластинок, целиком посвященных джазовой музыке. Последняя работа оркестра - альбом из двух пластинок "Памяти мастеров джаза", посвященных творчеству ведущих мастеров жанра.

Первый диск состоит из произведений выдающегося руководителя джаз-оркестра и композитора Глена Миллера. Оркестр О. Лундстрема записал музыку из кинофильма "Серенада солнечной долины". На наш взгляд, это большая удача оркестра О. Лундстрема, который отдает дань уважения уникальному и неповторимому стилю инструментовки Г. Миллера. Музыканты бережно донесли интонации именно оркестра Г. Миллера. В пьесе "Лунная серенада" очень хороша группа саксофонов: поэтично "парит" знаменитый миллеровский "кристалл".

Оркестранты проводят свои соло в такой же исполнительской манере, что и солисты оркестра Г. Миллера. Наверное, это правильно. Приходилось слышать грамзаписи солистов других оркестров, пытавшихся модернизировать свои соло, но это звучало инородно, и "аромат" оркестра 40-х годов при этом "улетучивался".

Оркестр О. Лундстрема записал пластинку, где все подчинено одной идее, и потому все в ней органично и цельно. И мы вновь с большим волнением и удовольствием открываем для себя свои любимые мелодии: "В хорошем настроении", "Лунная серенада", "Дорога на Чаттанугу" и др.

Во втором диске - произведения репертуара оркестра Дюка Эллингтона. Здесь музыканты, в отличие от первой пластинки, пошли другим путем, и большая часть произведений гениального негритянского композитора предстала перед слушателями в аранжировке музыкантов оркестра О. Лундстрема.

Почему был выбран именно этот путь?

Очевидно, потому, что стиль оркестра Г. Миллера, просуществовавшего, к сожалению, очень недолго, был чрезвычайно самобытным и давно уже стал хрестоматийным. Дюк Эллингтон же со своим оркестром прожил большую, творчески насыщенную жизнь. Его популярные композиции привлекают многих исполнителей, и потому встречаются самые разные их толкования.

Оркестр О. Лундстрема на этой пластинке звучит свежо и современно. Свинг не такой назойливый, как в 30-е годы, а тонкий, изящный, хотя и достаточно энергичный. Фортепианное соло В. Садыхова фразировано тонко и музыкально, мысли доступны и убедительны.

Приятной неожиданностью явилось то, что в широко известной пьесе "Садись в поезд "А" вместо ожидаемой группы саксофонов в основной теме прозвучала группа тромбонов. Очень эффектен саксофонный "хорус", где музыканты продемонстрировали виртуозность, тембровое совершенство при полной синхронности звучания.

Далее на пластинке одна за другой следуют две сольные баллады для саксофонов; "В сентиментальном настроении" и "Счастливое воссоединение".

В первой пьесе Г. Гольштейн демонстрирует современную напористую подачу звука и филигранную технику, а у саксофона И. Лундстрема мягкий, сочный, глубоко лиричный тон. У солистов разные исполнительские манеры, но замысел их слушателям одинаково ясен и вызывает глубокое удовлетворение.

Все остальные пьесы на пластинке - это полные выдумки, остроумия и мастерства миниатюрные зарисовки.

Создать высококвалифицированный оркестр очень сложно, но еще сложнее его сохранить. Даже ведущим биг-бэндам не всегда это удавалось. У оркестра О. Лундстрема в этом смысле счастливая судьба. Два года назад оркестр отметил свой двадцатилетний юбилей, а его руководителю, заслуженному артисту РСФСР Олегу Лундстрему, исполнилось шестьдесят лет. Он полон сил и энергии, а жизнь его - пример преданного служения искусству.

Г. ДОЛОТКАЗИН

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски