The starting pageE-mailSite map  
 
 
   
 

The years in the orchestra

I appeared in the orchestra of Oleg Lundstrem in the summer of 1984 as a result of the latest change of my place of work, when I parted with "Cadence" of German Lukyanov. Up to that moment I had the following principle: if you want to enrich and renew your repertoire - you must change the orchestra. So I, same as many other musicians, changed the orchestra every two years, mastering the new material at the new place of work. But still I gave six years of my life to "Cadence". There was a lot to study there. The more that the "iron curtain" began to open gradually: we were the first with our specific post-Soviet jazz at the festivals in Holland, Poland and Hungary…

Speaking about the orchestra, I would like to mention, that here I was a musician for as much as fourteen years. Such an enormous element is it - Jazz Orchestra. Big Band! There is discipline and democracy and space for solo work, and the ability to show oneself both as an arranger and as a composer. An orchestra is like a living organism; its every musician is an individuality, starting from the conductor and ending with the stage-hand. Oleg Leonidovich and Alik Milkin - are the two poles. But the poles can not exist one without another.

The orchestra spent its major time in tours all over Russia foreign tours took place as well. As far as I remember, our longest tour was the trip to India, commemorating the year of friendship between two peoples. It happened in the times when, a tour abroad for a month would "feed" the musicians for the next six months. The whole intrigue was, except the successful concert activity, in the correct approach to the natural barter. Though I was very much against it, and tried to isolate myself into the world of pure art, gradually I gave in. That's why, when the orchestra, after our endless flight, dipped into the damp stuffiness of the first city on its way (it was Calcutta) and began to unload, we were not even permitted to touch our luggage. You should have seen the way cachectic and lean Indians tried to place the enormous and heavy suitcases of the musicians on bus top where they were supposed to travel. They could hardly be moved even by giant Russian guys: besides irons, bottles of Champaign and other items of exchange the suitcases were stuffed with month supply of cans which would help to preserve money. One could get a leather coat (of certain quality) for three bottles of Champaign. The element of exchange - is very much native to the musicians, they have much in common with gypsies, to my mind.

But coming back to the concerts of that tour, it should be mentioned that for a long time we didn't have any: the orchestra moved from city to city, according to the tour plan, enjoying the hospitality of the natives, took sun-baths on the beautiful beaches, bargained at the market, enjoyed the sightseeing, but the muses kept silence. The orchestra's luggage contending printed scores, musical instruments and other necessary things, without which an orchestra turns into a group of curious tourists at that time traveled in different directions. Our joyful meeting took place in the middle of the route. But after that our swing repertoire was of great success. By the way the relations of the orchestra with its luggage is a theme of separate novel.

Looking back we can see now the way our tour line merges into a long ribbon which has bright sparkles - events, but there is also a routine order of life, a rite. Saying "rite" I mean that the musicians can roughly be divided into two categories: those, who drink tea or something more strong till morning; others, on the contrary, begin their morning with a run, and then, after the shower pass over to individual training and rehearsing, playing their instruments and filling the central square of the provincial town with different sounds. And only two moments, only two most important events of the day unite all the members of the orchestra without any exceptions: they are Lunch and Concert. One cannot miss any of them, and it is not worth being late. Both of the great events trouble the musician most of all in their tour life. The whole day moves gradually towards its culmination: from the slow morning through the lunch and after-lunch "siesta" (the absence of which makes the life impossible) to the climax of the day, its highlight - when the music scores are placed on the rostrums, the musicians are dressed into the similar costumes, more or less fitting them, the illumination is bright, the conductor makes his ritual reprimand to the orchestra and the performance is ready to be started. And in spite of all the contradictions, which cover like a web the relations of different people sitting on the stage, so much unlike each other - magic happens. And if it doesn't happen, one should better not appear on the stage any more. Better earn his money in any other different way.

The program of the orchestra was always well balanced, made up so that various things could be shown without falling into extremes. So, what do you think impressed the Chinese spectators most of all. I'll enumerate three things, beginning from the last one: the solo drum-roll has always been enthusiastically greeted, irrespective of quality (my apologies to the drum-players); still more popular was our tap-dance male trio, but the chief glory went to the lowest bass note, which was taken by the bass-singer of our vocal ensemble in full and complete silence on the background of the orchestra's rest. The silence was broken by the turmoil of applause. I explain this phenomenon by the peculiarities of the Chinese national vocal school, which makes the singing of such notes impossible.

Speaking about the tour we can remember many different things both funny and interesting. Egyptian Pyramids and the lights of night New York, the monkeys of Delhi, stealing your last banana and the fairytale-like towns of Netherlands, where nobody steals anything. We also remember our Chinese tour very well. It is difficult to add something to the numerous descriptions of the Emperor's Palace or the Great Chinese wall, but the personal reminiscences are always very private.

Probably somebody has already told you about one episode, but I'd like to repeat it, for it was very interesting. In Shanghai I was among the handful of musicians, which, together with Oleg Leonidovich were visiting the places of "Military Glory" of the orchestra: ball-rooms, where the orchestra had worked many years ago. It was interesting to listen to the stories of Maestro about the people and the events of those years.. Everything seemed to be the days of far distant History, which has gone forever. But suddenly we entered the doorway of the house, where Maestro had lived long ago he said the telephone is still in its place. It looked like mystery. But suddenly the threads of Time began connecting. A person stepped out of the darkness and said: "I know you. You lived here forty years ago…"
Strange country, strange fortune.

Nikolai Panov
January, 23, 2003
Atlanta, USA

To return on page
"The Stories from the Orchestra's Life"

 
 
The state chamber orchestra of jazz music under the controm Oleg Lundstrem 2004 (c)
Tel.: 007 (095) 263-8005; 007 (095) 264-3674; Tel./Fax: 007 (095) 264-3678

Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Годы в оркестре

В оркестре Олега Лундстрема я появился летом 1984 года в результате очередной смены места работы, расставшись с "Кадансом" Германа Лукьянова. До тех пор я руководствовался принципом: лучший способ обновить исполняемый репертуар - сменить коллектив. И я, как и многие музыканты, менял их каждые два года, осваивая новый репертуар на новом метсе работы. Все же "Кадансу" я отдал шесть лет - там было чему поучиться, да и железный занавес стал открываться: мы были первыми, с нашим своеобразным постсоветским джазом, на фестивалях в Голландии, Польше, Венгрии...

Возвращаясь к оркестру, здесь я был музыкантом в течение целых четырнадцати лет. Настолько это большая стихия - джазовый оркестр, БИГ бэнд. Здесь есть и дисциплина и демократия, и место для сольной работы, и возможность проявить себя как аранжировщиком так и композитором. Оркестр, как большой живой организм: что ни работник, то индивидуальность, начиная с дирижера и кончая рабочим сцены: Олег Леонидович и Алик Милкин - два полюса. Но ведь полюса не могут друг без друга.

Оркестр значительную часть времени проводил на гастролях по России, зарубежные гастроли тоже случались. Пожалуй самый продолжительный тур на моей памяти - поездка по Индии в честь года дружбы наших стран. Было это во времена, когда месячная зарубежная поездка кормила музыкантов в течении последущего полугода. Секрет заключался, помимо успешной концертной деятельности, в правильном подходе к натуральному товарообмену. И как я не сопротивлялся прозе, как не старался изолировать себя в мире чистого искусства - жизнь брала свое. Поэтому, когда оркестр, после многочасового перелета, окунулся во влажную духоту первого города на своем маршруте, а это была Калькутта, и стал разгружаться, нам, как важным зарубежным гостям, не дали прикоснуться к чемоданам. И надо было видеть, как тщедушные индийские рабочие пытались взгромоздить неподъемные чемоданы музыкантов на крышу автобуса, где им надлежало ехать. Их и русским могучим парням было не под силу поднять: помимо месячного запаса консервов чемоданы были наполнены "под завязку" утюгами, бутылками шампанского и прочим обменным фондом. За три бутылки шампанского, при упорной торговле, можно было выменять кожаное пальто. Правда, и качество было соответсвующим. Вообще, стихия обмена - родная для музыкантов, есть в них что-то от цыган.

Но, возвращаясь к концертам этого тура, следует сказать, что долгое время их просто не было: то есть, оркестр перемещался по маршруту, пользуясь гостеприимством индийских городов, загорал на пляжах, торговался на рынках, осматривал достопримечательности, а музы - молчали. Багаж оркестра, в котором находились ноты, инструменты и прочие вещи, без которых оркестр превращается в группу любознательных туристов, в это время перемещался по своему, независимому маршруту. Радостная встреча произошла где-то на середине пути. Но зато потом наш свинговый репертуар проходил на ура. Вообще, отношения оркестра с его багажом - эта тема отдельного романа.

Оглядываясь назад видишь, как череда гастрольных дней, месяцев, лет сливается в длинную ленту в которой есть внезапные вспышки - события, но есть и заведенный порядок, ритуал. В смысле ритуала музыканты делятся на две категории: одни пьют чай или что-то покрепче до утра, другие, наоборот - начинают утро с пробежки, переходя после душа к индивидуальным занятиям на инструментах, наполняя центральную площадь провинциального города различными звуками. И только два момента, два значительных события дня объединяют всех членов оркестра без исключения: это обед и концерт. И то и другое - пропустить нельзя, да лучше и не опаздывать. И то и другое волнует музыканта больше всего остального в его гастрольной жизни. Весь день движется как-бы по нарастающей, от размеренного утра, через обед и послеобеденный отдых (а как же без этого!) к своей высшей точке, кульминации - к моменту когда ноты разложены по пультам, музыканты облечены в более или менее сидящие на них одинаковые костюмы, свет включен, дирижер делает ритуальное внушение оркестру и представление готово начаться. И несмотря на все противоречия, которыми опутаны отношения сидящих на сцене людей, так непохожих друг на друга, происходит магия. И если она не происходит - лучше больше выходить на сцену. Зарабатывть деньги иначе.

Говоря о гастролях можно многое вспоминать: и смешное, и интересное. Пирамиду Хеопса и огни вечернего Нью-Йорка, отнимающих последний банан из рук обезьян Дели и сказочные городки Голландии, где никто ничего не отнимает. Напомню, пожалуй, только китайский тур. Трудно добавить что-либо к многочисленным описаниям Императорского замка или Великой стены, но вот личные воспоминания, они и есть - личные. Программа оркестра, как всегда, была сбалансирована, составлена так, чтобы при возможности показать всего понемножку, не уклоняясь в крайности. Так вот, что по-вашему, производило наибольшее впечатление на китайского зрителя. Перечисляю три призовых места в обратном порядке: с повышенным энтузиазмом встречалось соло барабанов, независимо от качества - не в обиду барабанщикам, еще большим успехом пользовался тэп-дэнс, наше мужское танцевальное трио, но главный успех и несмолкаемые аплодисменты доставались.... самой низкой басовой ноте, которую издавал бас нашего вокального ансамбля в полной тишине на фоне паузы оркестра. Тишина обрывалась шквалом аплодисментов. Я отношу этот феномен к особенностям китайской национальной вокальной школы, которой такие ноты недоступны.

Наверное, кто-нибудь уже рассказал об этом случае, но я повторюсь, уж больно он удивителен. В Шанхае я был в числе нескольких музыкантов, которые, вместе с Олегом Леонидовичем, ходили по местам "боевой славы" оркестра: бальным залам, где оркестр работал много лет назад. Было интересно слушать рассказы маэстро о людях и событиях тех лет. Все это казалось историей, ушедшей навсегда, как вдруг, войдя в вместе с Олегом Леонидовичем в подъезд дома, где он жил когда-то, мы услышали от него: "а вот и телефон висит на стене, на том же месте". Запахло мистикой. Нити времен стали соединяться. Из полумрака подъезда появился человек и сказал: "я тебя знаю, ты жил здесь сорок лет назад..."
Удивительная страна Китай. Удивительная судьба.

Николай Панов
23 января 2003 г.
Атланта, США

Вернуться в раздел
"Истории из жизни оркестра"

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски